Наше поражение причиняет нам боль. Поражение, возможность которого мы исключали, убеждали себя, что мы сильны и непобедимы. Больно, что азербайджанцы вошли на территорию Армении и не собираются уходить, оскорбительно и унизительно. Больно, что нам диктуют условия, угрожают забрать новые территории.
Мы обращаемся в различные международные структуры, обращаемся к сильным мира сего, возмущаемся, что ОДКБ и Россия не помогают нам, не изгоняют азербайджанцев из нашей страны, не восстанавливают наши международно признанные границы. Сомневаемся, будут ли Америка и Франция более последовательными в вопросе нашей поддержки. Обращаемся к ним за помощью. Говорим о необходимости стать сильнее, суметь защитить себя, оттеснить их от наших границ. На протяжении двух лет жалуемся, отчаиваемся, злимся, ругаемся, ищем и не находим решения.
А теперь давайте мысленно представим (если, конечно, сможем, если, конечно, в состоянии, если хотим), что чувствовали азербайджанцы 25-26 лет подряд. Мы захватили семь районов их страны и не собирались возвращать. Сначала мы объявили их зонами безопасности, потом объявили, что они наши, и в качестве территориальных единиц включили их в состав Арцаха, дав всем понять, что возвращать не собираемся. Решили: нам принадлежит все, что завоевали, и мы имеем право начертить новые границы.
Никто в мире не признавал эту аннексию, а мы настаивали на своем.
Азербайджанцы в обмен на возврат лишь части своих территорий были готовы на уступки в арцахском вопросе и на примирение, а мы ничего возвращать не хотели. Мы чувствовали себя сильными и, опираясь на свою кажущуюся силу, угрожали оккупацией новых территорий. Мы были непреклонны и жестоки. Мы не слышали ни увещеваний, ни отрезвляющих слов.
Посеянное нами семя дало обильный урожай. Сегодня мы в проигрыше. Роли изменились: оккупируют сегодня наши территории, нарушают наши границы, сегодня мы говорим о нерушимости границ.
Тяжко наше поражение, но винить в этом, кроме нас, некого. Наш сегодняшний день — это результат неумения делать правильный расчет, нашей безответственности, в конечном счете, неадекватного восприятия действительности.
Неадекватное восприятие реальности стало причиной того, что в 1997 году власти Арцаха и ключевые фигуры правительства Армении во главе с Вазгеном Саргсяном, Робертом Кочаряном и Сержем Саргсяном отвергли возможность установления мира. Неверное восприятие действительности стало причиной того, что абсолютное большинство нашей общественности стало на их сторону и в течение 23 лет внушало себе, что мы сильны и непобедимы, что мы не уступим ни пяди земли, что мы победили и поставили точку.
Даже после стольких потерь и нынешнего горького поражения мы не смотрим на вещи трезво и не возвращаемся к реальности. Мы не хотим видеть свои ошибки. Говорим о вторжении азербайджанцев на суверенную территорию Армении и забываем, где два года назад были наши войска, почему началась 44-дневная война и почему мы потерпели поражение.
Мы должны глубоко осознать, что наш сегодняшний день является результатом нашего вчерашнего выбора. Именно мы отказались сделать ведущий к миру первый шаг и, естественно, брошенный нами бумеранг к нам же и вернулся.
Чтобы избежать новых поражений, мы должны принять и признать нынешнее поражение. Мы должны стать реалистами и адекватно воспринимать действительность, с ясным пониманием своих возможностей планировать свой путь в завтрашний день и рассчитывать каждый значительный шаг, который необходим на этом пути. А первым шагом должен быть анализ и публичное признание своих ошибок.
Перевод с армянского