Этим текстом мы подытоживаем серию постов о сравнении экономик Армении и Грузии, ранее появлявшихся в наших социальных сетях.
Сегодня попытаемся разобраться, насколько похожи процессы стремительного экономического роста последних лет в Грузии (+19,3% за 2022-2023 годы) и Армении (+21,9% за тот же период).
Начнём с динамики изменения ВВП по отраслям.
И тут, на первый взгляд, общего не так много — обе страны удвоили IT, практически идентичны стремительные темпы роста в Строительстве и Транспорте. И там, и там грустная картина в Сельском хозяйстве и Горной добыче.
При этом Общепит, Торговля и Финансы в Армении росли кратно более высокими темпами, чем в Грузии, где в свою очередь существенно более активно развивались Обрабатывающая промышленность, Энергетика и различная вспомогательная деятельность и услуги.
Операции с недвижимостью, Здравоохранение и Водоснабжение и вовсе двигались в разных направлениях — рост в Армении и падение в Грузии.
Теперь посмотрим, как отраслевые движения поменяли структуру ВВП за два года.
Первое, что бросается в глаза — абсолютно синхронное направление изменений.
Существенных исключений только два, зато какие! Первым стало Образование, доля которого в ВВП Армении сократилась с без того низких 2,7% до 2,5%, а в Грузии куда более внушительные 4,1% выросли до 4,4%.
Вторым оказались Налоги в стоимости продукции (НДС, акцизы, пошлины), доля которых в Армении сократилась с 11,0% до 10,8%, а в Грузии, наоборот, выросла с 13,0% до 13,3%.
Сами структуры ВВП двух стран за два года значительно сблизились.
Важными исключениями тут стали Финансы, роль и темпы роста которых в Армении существенно выше. А также Образование и Здравоохранение, где Грузия, видимо, отдаёт предпочтение первому, а Армения — второму.
Ну а самое интересное — то, какие отрасли внесли основной вклад в рост ВВП.
В Армении лидером по вкладу в рост ВВП стала Торговля, благодаря которой ВВП увеличился на 5 п.п.. Вклад Торговли в Грузии существенно ниже — 2,6 п.п.. На первый взгляд может показаться, что реэкспортные процессы оказали существенно большее влияние на рост Армении. Однако не стоит забывать, что реэкспорт — это не только торговля, но также логистика и налоги. Сложив три эти составляющие, мы, к своему удивлению, обнаружили абсолютно одинаковые 8,6 п.п. роста ВВП.
IT добавили ещё 3,7п.п. в Армении и 3,1 п.п. в Грузии. Цифры близкие, несмотря на декларируемый перекос мигрирующих айтишников в пользу Армении.
И, конечно, Строительство, которое добавило еще 2,4 п.п. в Армении и 2,3 п.п. в Грузии.
На эти три направления и пришлось более 2/3 роста в обеих экономиках.
Теперь посмотрим, о чем нам расскажут данные по ВВП методом расходов.
И вот тут ситуация в двух странах оказалась абсолютно разной!
В Грузии с 2013 по 2021 год конечное потребление росло темпами существенно более быстрыми, чем ВВП, за счет высокого отрицательного чистого экспорта. В Армении же темпы роста потребления были в разы ниже, при этом активно рос экспорт.
С 2022 года ситуация в Грузии перевернулась с ног на голову. Конечное потребление прибавляло в среднем всего по 0,5% при росте ВВП на 9,2%, а накопление капитала при этом росло почти на 1/3. В Армении, при среднем росте ВВП на 10,4%, конечное потребление ускорилось до 6,6% (государственные расходы и вовсе +12%), а чистый экспорт чуть было не стал положительным (сравните с рекордными -20,8% от ВВП в 2013, и -7,9% по итогам 2021 года). Еще и на накопление капитала осталось — +8,8%.
Завершаем тему сравнением предварительных данных за первое полугодие.
Результаты Грузии за этот период куда более впечатляющие — +8,4% в первом квартале и +9,6% во втором, при +6,6% и +6,4% соответственно в Армении.
Основной вклад в рост ВВП Армении по-прежнему вносили Торговля, Финансы и Строительство, а ИТ, ушедшие в глубокий минус, были заменены Операциями с недвижимостью.
И в Грузии роль ИТ значительно снизилась, но в отличие от Армении, осталась положительной. Но главные различия, как нам кажется, заключаются совсем в другом.
Если в Грузии Здравоохранение, Образование и Госуправление добавили к ВВП около 2 процентных пунктов, то в Армении их вклад оказался отрицательным, несмотря на значительный рост госбюджета. Аналогичная ситуация и с косвенными налогами — +0,9 процентных пунктов в Грузии и -0,6 п.п. в Армении во втором квартале.