На прошедшей неделе представители Ванадзорского офиса Хельсинкской гражданской ассамблеи (HCAV) заявили, что к ним поступают звонки от граждан России, спасающихся от политических преследований и нашедших убежище в Армении.
«Российские граждане, укрывшиеся в Армении, заметили возле своих домов людей в военной форме Российской Федерации, которые открыто преследуют их, интересуясь, кто живет в контролируемых ими квартирах», — сообщили армянские правозащитники.
Они отметили, при этом, что «представители правоохранительных органов в российской военной форме используют незарегистрированный легковой автомобиль с армянскими номерами, предназначенный исключительно для оперативно-разведывательных операций».
Правозащитники констатировали, что «представители силовых структур Российской Федерации проводят оперативно-разведывательную деятельность по внешнему наблюдению», и указали, что для этого «они должны иметь разрешение и согласие Генеральной прокуратуры РА или других правоохранительных органов».
«Фактически российские власти осуществляют политические преследования своих оппозиционеров не только на территории России, но и в Армении», — заявили правозащитники.
Они также отметили, что обратившиеся к ним российские эмигранты «больше не чувствуют себя в Армении в безопасности и ищут другие варианты обеспечения безопасности».
Редакция «AliQRu» обратилась за подробностями к главе Ванадзорского офиса HCAV правозащитнику Артуру Сакунцу:
— Сколько человек обратились к вам по этому поводу и за какой период?
— До распространения нашего обращения к нам обратились российские эмигранты, проживающие в Ереване и в Гюмри. Точное количество я назвать не могу, поскольку некоторые люди обращались от имени целых групп эмигрантов, проживающих вместе. Эти люди пока остерегаются выступить открыто, они обратились лишь к нам, и я пока не могу назвать их имен.
— Кто, в своем большинстве, эти люди — уклонисты или дезертиры от службы в Вооруженных силах РФ, политические активисты? Заведены ли на них в России уголовные дела?
— Да, в числе этих людей есть и уклонисты, и активисты, которые подвергались в России политическим преследованиям. И, действительно, на некоторых из них в Российской Федерации заведены уголовные дела.
— Что конкретно рассказывали эти люди? Как выглядели эти инциденты со слежкой?
— Они рассказали нам, что российские военные сидели в машине и наблюдали за их жилищем. При этом номер автомобиля, в котором сидели российские военные, официально не зарегистрирован в Службе дорожной полиции Армении. Мы, разумеется, хотим получить ответ: в курсе ли армянские правоохранительные органы, что российские спецслужбы используют на территории Армении автомобили с такими номерами? Если это делается с ведома армянских правоохранительных органов, то нам это вообще непонятно.
Случай в Ереване, как нам рассказали, связан с тем, что российские военные интересовались у соседей, кто проживает в этих квартирах. В непосредственный контакт с эмигрантами, как мы поняли, военные не вступали. Но и этого оказалось достаточно, чтобы российские эмигранты ощутили тревогу за свою безопасность.
— Что по этому поводу уже предприняли или намерены предпринять армянские правозащитники?
— Мы направляем соответствующие обращения в Генпрокуратуру Армении, Службу национальной безопасности и министерство внутренних дел РА. Мы считаем, что это является незаконной деятельностью российских спецслужб на территории Армении, даже если это делается по какому-то согласованию с нашими госорганами. Любую оперативно-розыскную деятельность на территории Армении могут вести только армянские правоохранительные органы. Всё остальное — это вызов соблюдению прав человека в Армении.
Поэтому мы требуем принять срочные соразмерные меры не только для пресечения беззаконий правоохранительных органов РФ в Армении, но и привлечь к ответственности виновных в таких действиях.
— Российские политэмигранты опасаются, не может ли повториться случай с Дмитрием Сетраковым, которого похитили российские военные и вывезли на территорию РФ. Что вы об этом думаете?
— Кейс Сетракова — это исключительный случай. Полагаю, что его повторение невозможно. К тому же, напомню, что Армения отказалась выдать в Россию чеченца Салмана Мукаева, ингушку Фатиму Зурабову, поскольку для этого не было никаких правовых оснований.
Но всё же нам всем нужно добиваться, чтобы российские спецслужбы, наконец, четко поняли — они здесь не могут и не будут вести себя так, как они ведут себя в регионах России. Такой безнаказанности должен быть положен конец.
— С чем, по вашему мнению, может быть связана такая возросшая активность российских спецслужб в Армении?
— Поскольку в данном случае они не скрываются, наблюдают открыто, в российской форме, демонстрируя свою безнаказанность, я думаю, что такая активность, в том числе, — один из инструментов повлиять на ситуацию в Армении. Власти Армении сейчас стали более критичны по отношению к политике Путина, более активно сотрудничают с западными демократическими странами. А такие действия российских спецслужб имеют цель дестабилизировать ситуацию в Армении, формировать недоверие и армянского населения, и у российских эмигрантов к органам государственной власти страны.
— Каковы были бы ваши рекомендации российским политэмигрантам? Что они могут сделать, чтобы ощущать себя в безопасности?
— Мы предложили российским эмигрантам, во-первых, не бояться, снимать на фото и видео такие случаи. Нужно предавать гласности такие инциденты, поскольку без их свидетельств мы не сможем добиться больших успехов в этом деле. По крайней мере, при повторении подобных случаев, россияне могли бы сразу сообщить нам, чтобы наши сотрудники как можно быстрее оказались на месте и зафиксировали всё происходящее. Это нужно делать и потому, что это угроза не только им самим, но и гражданам Армении, в том числе, тем, кто критически относится к политике Владимира Путина.
Хельсинкская гражданская ассамблея в Армении, головной офис — Ванадзор, ул. Тигран Мец, 59, тел. +374 322 42268, +374 77 34 22 68.
Представительство в Ереване — пр. Комитаса, 32, кв.33, тел. +374 11 24 22 68, +374 94 04 22 68.
Сайт https://hcav.am
Электронная почта: [email protected]