Мы все проходили историю в школе, но история — это не только череда политических событий — у нее много граней, оттенков и ароматов. Вряд ли кто-то поспорит, что армянский коньяк уже много лет обогащает армянскую историю своим вкусом и ароматом, и эту часть армянской истории всем желающим рассказывает музей «Арарат».
Армянскому коньякоделию в 2023 году исполнилось 135 лет — именно столько лет назад в Армении началось промышленное производство коньяка. За этот период Армения пережила несколько революций, побывала в составе разных государств, но в бочках завода «Арарат» еще хранятся купажи, сделанные десятки лет назад. В честь юбилея в музее «Арарат» была открыта временная выставка — потому что армянский бренди, или коньяк, как мы привыкли его называть, давно перестал быть просто алкогольным напитком — это часть армянской культуры.
Когда в 1887 году купец первой гильдии Нерсес Таирян начал промышленное производство коньяка, это было не случайное решение — идею ему подсказал кузен Василий Таиров, который на тот момент занимал должность главного советника императора России. Позже он станет статским советником, а это одна из самых высоких гражданских должностей в Российской империи. Выбор Армении в качестве места производства неслучаен — благодаря климату и уникальному составу почвы местный виноград позволяет получать лучшее сырье для производства вина и бренди. Поэтому связями с императорским двором все не ограничилось — производство завода «Арарат» высоко ценило и советское правительство, а то, что марку «Двин» обожал британский премьер-министр Уинстон Черчилль, в Армении известно, наверно, всем.
Зато немногие знают, что уникальность этой марки заключается в крепости — 50-градусный коньяк тогда был новинкой во всем мире — это нововведение сделало своего автора Маргара Седракяна знаменитостью. Его талант оценили даже на родине коньяка, во Франции: один из знаменитых коньячных домов «Камю» присвоил ему титул рыцаря дегустации — неплохое дополнение к званию героя социалистического труда. Нужно сказать, что этим его достижения не ограничиваются — очередной рекорд Седракяна — коньяк «Ереван» с крепостью 57% до сих пор не побит.
«У нашей временной выставки две части — историческая и современная. Мы выставили бутылки в два ряда — в таком визуальном диалоге — здесь стоит один из первых образцов первого армянского марочного коньяка “Отборный”, который был создан в 1902 году и который мы перезапустили в этом году по оригинальной рецептуре и выставили напротив. Современная часть представлена нашими новыми достижениями — линейкой вкусовых напитков — абрикос, кофе, вишня», — рассказывает Заруи Сарибекян, руководитель по связям с общественностью Ереванского коньячного завода.
В музее Арарат я оказалась в день открытых дверей — последнее мероприятие юбилейного года. Погода в декабре в Ереване прохладная, перед музеем ждет своей очереди на экскурсию очередная группа. Для них сотрудники музея предусмотрительно зажгли костры и разливают горячие напитки. Заруи улыбается: «Это часть нашей культуры, мы всегда заботимся о наших посетителях». Особую гордость у нее вызывает награда, которую музей получил в этом году — это премия World Travel Awards, одной из самых престижных международных организаций, которая признала музей «Арарат» мировым лидером в профильных экскурсиях.
Экскурсия по музею длится около 40 минут, с дегустацией — около часа. За это время успеваешь увидеть именно то, чего ожидал — много бутылок и дубовых бочек, фотографии знаменитых посетителей, ощутить долю ангелов — испарившийся из бочек коньяк, который пьянит с каждым вздохом. А можно увидеть и нечто, чего не ожидал — например, если посчастливится посетить музей во время интересной коллаборации. Музей «Арарат» входит в Международный совет музеев и активно работает с другими музеями, например, с музеем «Эребуни» — тогда в музее коньяка были выставлены древние ритоны — чаши для питья вина. Во время коллаборации с музеем Мартироса Сарьяна посетители могли получить открытый билет на посещение дома-музея знаменитого художника. Не зря известная армянская поэтесса Сильва Капутикян сравнивала картины Сарьяна с армянским коньяком. Кстати, эту ее записку также можно увидеть в музее «Арарат».
«Во время пандемии было тяжело, мы начали понимать, что музей без посетителей — это не музей. Мы работали в условиях ограничений, следовали всем санитарным требованиям, но чтобы не терять времени зря, за время пандемии сделали инсталляцию, которую никак не удавалось сделать во время обычной работы. Она называется щедрый армянский стол», — рассказывает Заруи. Инсталляцию можно видеть над лестницей, ведущей к дегустационным залам — рядом лифт и пандус — музей доступен абсолютно для всех, независимо от способа передвижения.
«Коньяк Арарат с нами во время самых важных событий — рождение ребенка, крестины, свадьбы. Поэтому в этом плане, можно сказать, что в некотором смысле историю “Арарата” пишут не только мастера и сотрудники».