В Караглухе — с каменным терпением

aliq

Несколько дней в неделю в центре села Караглух стоит необычный шум. Небольшой танцевальный коллектив оживил жизнь как посещающих его детей, так и их бабушек и дедушек. Малыши учатся танцевать, селяне тоже собираются в павильонах, обсуждают очередь за водой, последствия заморозков, цены на урожай и, не найдя ответа, расходятся по домам.

Танцевальная группа существует уже два года. Гаяне Степанян обучает 38 детей села в возрасте от 6 до 14 лет различным танцам. Гаянэ, биолог по профессии, также преподает в средней школе в Караглухе. Дети с энтузиазмом посещают занятия, однако занятия могут проводиться только несколько месяцев в году.

Старое здание культурного центра села обветшало, и в зимние месяцы здесь холодно. Печь, поставленная в углу комнаты, и ветер, дующий в разбитые окна, не уживаются, потому занятия группы вынужденно приостанавливаются каждый год с октября и возобновляются лишь со следующего апреля. Дети не могут пользоваться своей сценой, но обещают однажды с честью представить Караглух на сценах больших.

В селе также живет старейший ветеран Вайоц Дзора Апер Данугян. 97-летний дед — гордость Караглуха, о ветеране рассказывают каждому чужаку, заезжающему в село. Да и сам он неплохой рассказчик. Во всех подробностях представяет свою ​​историю войны. Дед Апер, проживший почти век, не скрывает секрета своего долголетия: надо просто быть добрым и выходить из дома только с благой целью. Дедушка говорит, что очень любит всех своих детей и внуков и добавляет: «Какой палец отрезать, чтобы не болело?». После недолгих уговоров он признается, что его любимцем является правнук по имени Ашот.

Ашот и его жена Алиса заботятся о дедушке. Летом они остаются в селе, а зимой переезжают в Ехегнадзор. Караглух любят, но будущее детей в селе не представляют, работы тоже нет. Прадед тоже привык к сезонной жизни, а самое главное — он не оторван от села и от семьи.

Собравшиеся посреди села избегают говорить о проблемах Караглуха. Старая привычка: а вдруг староста села рассердится. Однако, чуть погодя, сами откровенничают: работы в селе нет, урожай трудно продавать, земли у них нет. «Словно камнем придавили караглухцев… Тяжело, но терпим», — говорит самый смелый из собравшихся.

В этом году нет острой проблемы реализации урожая, и не потому, что есть покупатели, просто урожая мало. Сельскохозяйственный год был неблагоприятным, заморозки уничтожили большую часть урожая.

67-летний Вачик Арутюнян живет с женой. Он не теряет надежды, что они соберут шиповник, обменяют остаток урожая, решат вопрос зимнего запаса картофеля и муки.

Они стали заниматься животноводством: в селе, в котором когда-то было несколько тысяч голов крупного и мелкого рогатого скота, теперь осталось всего несколько сотен. Заниматься животноводством стало невыгодно.

Много лет в селе стоит проблема питьевой воды. Глава администрации Манвел Абрамян считает, что необходимо построить водохранилище. Тендер состоялся, и есть победитель. Вероятно, строительство начнется в этом месяце, но информации о датах у них нет. Участок, где будет построен бассейн, труднодоступен, работы могут затянуться надолго.

Пустеющее день ото дня из-за отсутствия работы село стало пополнилняться после 44-дневной войны. В Караглух вернулась семья Оганян, переселившаяся в село Пакахан Кашатагского района Арцаха в 2000-е годы.

Людвиг Оганян вспоминает гектары полей, которые он создал и засеял за годы труда и урожай с которых так и не удалось собрать. Потом на видео они увидели на своих огородах азербайджанцев.

Сейчас в арендованном сыном доме живет семья из 9 человек. Компенсацию за оставленное в Арцахе оборудование и недвижимость семья пока не получила. Они стоят в очереди. Когда она дойдет, не знают. Сейчас они пытаются приспособиться к новой жизни, с нуля.

В Караглухе смирились с вечными проблемами, не видят ни хорошего, ни плохого в том, чтобы о них говорить. Люди просто предпочитают терпеливо жить повседневными заботами и не думать о том, что может быть иначе.

Автор: Мариам Саргсян. Текст переведен с армянского.

@2025 – Lava Media. Все права защищены.