Телеграм-канал «Хайтарак» получил известность, когда несколько недель назад в нем было выложено видео того, как бравые армянские ребята под запись «наказали» треш-стримершу из России Юлю Финес. После публикации в интернете видео достаточно странных и хамских поступков Юли и ее компаньона несколько людей в масках проникли в квартиру стримерши, побрили ее наголо и заставили извиняться на камеру.
История получила продолжение: на Финес и ее приятеля завели дело по статье «Хулиганство» (поскольку они повредили имущество пункта быстрого питания на улице Туманяна, бросали фрукты в его сотрудницу, бросили на землю и топтали цветы). В отношении налетчиков начато уголовное производство по признакам статей о психическом и физическом воздействии. Молодые люди из России были арестованы. Что же случилось с блюстителями нравственности из «Хайтарака», неизвестно: единственное, что мы знаем — оперативники проводили очную ставку с участием стримерши и, возможно, кого-то из налетчиков.
Через пару недель после вышеописанных событий редакции AliqRu стало известно о посте с шантажом и угрозами в отношении героини одного из материалов нашего издания. В основном травле на канале «Хайтарак» подвергаются девушки, на взгляд администрации канала, слишком открыто одетые, «неподобающим» образом себя ведущие или встречающиеся с представителями не армянского этноса. Но тут борцы за чистоту нации напали на армянку, занимающую активную позицию в национально-освободительном движении, в том числе тренирующуюся в центре VOMA, который готовит гражданских к участию в военных действиях — в случае необходимости защищать территорию Армении.
В целом «Хайтарак» является армянским аналогом российского «Мужского государства» — националистической организации, главная задача которой, судя по всему, сводится к травле женщин, находящихся в романтических отношениях с небелыми мужчинами (таких женщин представители МГ называют «чернильницами» и вообще всячески подвергают слатшеймингу).
Вот что пишут о себе сами администраторы канала: «Хайтарак в первую очередь выкладывает таканков и создает общественный резонанс. Наше дело выставить, остальное дело за подписчиками-единомышленниками коих тут не мало» [орфография и пунктуация сохранены — прим.ред.]. Любопытным в этом пассаже является слово «таканки», взятое из текстов армянского националиста Гарегина Нжде, придумавшего доктрину «цехакронизма» (это слово состоит из сочетания двух армянских слов, которые можно перевести как «племя» и «вера»).
Согласно цехакронизму, всё армянство можно разделить на три части: национально-родовая («цегх»), колеблющаяся или неопределившаяся («жоховурд») и антинациональная («таканк» — с армянского «предатель, отброс»). Почему главными врагами армянской нации «Хайтарак» объявил ярко одевающихся женщин, остается только догадываться.
Мы спросили у правозащитницы и работницы организации Women’s Support Center Зары Ованнисян, могут ли подвергшиеся травле женщины обратиться в правоохранительные органы и получить защиту. По словам Зары, сами по себе угрозы насилием в армянском законодательстве не криминализированы. «Словесные угрозы по нашим законам ничем не караются. Такие угрозы не рассматриваются как действительные», — добавила Ованнисян. Она также отметила, что для того, чтобы дело приняло серьезный оборот, человек, условно, должен держать в руках нож, сказав при этом нечто в духе «сейчас я тебя убью этим ножом».
Кроме того, правозащитница указала на еще одну проблему: даже если дело всё же дошло до рассмотрения органами, важным элементом является мотив: «Полиция часто находит в женщине какой-то изъян — не так одевается, сама виновата, может быть, она секс-работница и так далее. Часто на ситуацию смотрят сквозь пальцы, если женщина, по нашим меркам, не так себя вела».
Организация Зары занимается помощью женщинам, столкнувшимся с домашним насилием, для работы с остальными случаями гендернего насилия у организации, по словам правозащитницы, нет ресурсов. «Существует коалиция “Против насилия над женщинами”, которая старается реагировать на такие вещи — делает акции, выпускает заявления. Они занимаются более широким спектром проблем», — подытожила Ованнисян. Группу коалиции в фейсбуке можно найти, пройдя по ссылке.
Стоит отметить, что идеологический нарратив, созданный Нжде, сколь бы чудовищным он ни казался, довольно неоднозначно сочетается с фигурой Нжде в целом. Достаточно сказать, что сама идея цехакронизма была придумана лишь в 1933 году, гораздо позже, к примеру, чем когда он же выступил в качестве защитника армянских беженцев от турецких военных формирований в 1918 году. И в целом крайне правые идеи Нжде были направлены против двух больших сил, Турции и большевиков, так или иначе представляющих угрозу для армян.
Автор этого текста не считает, что идеи, пропагандирующие разделение людей на те или иные абстрактные группы по принципу лучше/хуже, может оправдать какая угодно практика. Однако же нельзя не отметить, что деятельность «Хайтарака», скорее, напоминает не деятельность Нжде, а то, чем занимаются в США любители цинического юмора, лягушонка Пепе и сайта Reddit — это правые мужчины, чья неустроенность в обществе выливается в ненависть по отношению к женщинам, которые ведут себя не так, как хотелось бы этим озлобленным и обиженным мужчинам.