В понедельник в кафе Mama Jan прошла встреча с журналистом и редактором издания Epress Юрием Манвеляном. Темой разговора стал вопрос о том, как потенциально можно остановить этнические конфликты на Южном Кавказе. Корреспондент AliqRu посетил мероприятие и рассказал об услышанном.
Этот разговор состоялся по следам интервью Юрия для издания Poslemedia, которое было опубликовано 4 октября, но записано, по словам редакции, на месяц раньше, то есть еще до военных действий, начатых Азербайджаном 19 сентября в Нагорном Карабахе и последовавшим вынужденным массовым исходом жителей региона. Тем не менее, мысли, высказанные в интервью, не потеряли своей актуальности, хотя, возможно, теперь в глазах многих они выглядят еще большее радикально.
Наверное, в сумме идеи, представленные на встрече, можно свести к изменению оптики в сторону демилитаризации Южного Кавказа. Причины обратного процесса связаны, по словам Манвеляна, не столько с озлобленностью людей, сколько с тем, что этнические различия становятся благодатной почвой для перераспределения экономических ресурсов разнообразными олигархическими интересантами. На мероприятии эта мысль была высказана с помощью следующей емкой формулировки: «Надо готовить не народы к миру, а правительства». Но даже если отвлечься от риторических фигур, здесь есть о чем поговорить.
К примеру, в том же интервью Манвелян говорит о связи локальных националистических групп с агентурой Кремля и вообще выводит своего рода генеалогию современных национализмов из советского проекта: «И до сих пор эти национализмы идут поперек движения независимости. Посмотрите, в Украине в националистических и правых группировках было больше всего агентов Кремля. То же самое и здесь. И в Грузии российское влияние напрямую работает в крайне правых партиях и группировках. Поэтому процесс [обретения] независимости региона долгий, у него есть каждодневное противодействие». Армения в этом смысле действительно не является исключением: к примеру, сегодняшнюю оппозицию, как правило, в том или ином виде транслирующую идеи «национального возрождения», связывают с деятельностью бывших руководителей РА, близких к Москве.
При этом изменение ситуации, согласно редактору Epress, может быть спровоцировано не только рядом экономико-политических решений: не менее важно формирование чувства новой, наднациональной, но региональной, общности: «[Все это из-за того, что] нет никакой солидарности к протестам в других странах. Прессуют нас довольно интернационально: нет никакой проблемы для российского спецназа сюда или в Беларусь приезжать и мочить протестующих, помогать с пропагандой. Но сопротивление никогда не интернационально. В этом смысле в регионе от Черного до Каспийского моря нужно [выработать] автономное чувство, которое не игнорировало бы при этом границы и суверенитеты. Игнорирование границ и суверенитетов — привычка российского государства».
Но говорилось на встрече и о практических шагах, поскольку после услышанного у гостей появились закономерные вопросы относительно того, как же приблизить описываемый лучший мир. Слушатели указали, в частности, на то, что недостаточно осознать сконструированный статус категорий вроде нации, поскольку многолетняя история конфликтов закручивает разнообразные противоречия между людьми в плотный узел травм и взаимных обид, который не получается распутать с помощью голой теории.
Здесь Манвелян говорил, с одной стороны, о необходимости разблокирования коммуникаций (причем вопрос о «Зангезурском коридоре» он связывает именно с авториторизмом азербайджанской власти, поскольку «любые контакты вне военной логики опасны для авторитарного режима»). С другой стороны, речь шла о социальной проблематике. Обсуждались сложные условия жизни для обитателей нестоличных регионов Армении и вообще централизация всего — особенно опасная на уровне политического представительства, а также представительства в СМИ, которое зачастую работает, скорее, обратным образом: не представляет, но перехватывает голос угнетенных, используя его в своих, порой человеконенавистнических, интересах.
Любопытно и то, что журналист — в пику многим аналитикам — говорил не только о демилитаризации Южного Кавказа в целом, но и о необходимости демилитаризации приграничных к Азербайджану районов Армении. По словам Юрия, сегодняшняя армия всё равно представляет собой, скорее, пространство для реализации бюджетных денег с возможностью постоянного увеличения расходов на оборону, но без четкого понимания, как именно стоит эти деньги расходовать.