Власти Азербайджана все решительнее пытаются навязать в качестве условия мирного договора с Арменией переселение в Сюникскую область нескольких десятков тысяч азербайджанцев, которые жили там в советское время, а также их потомков. Если раньше такой вариант проговаривался лишь в СМИ и экспертной среде, то теперь об этом высказался министр иностранных дел Джейхун Байрамов. Это как минимум может застопорить мирный процесс, а как максимум — привести к появлению новой зоны постоянного напряжения — уже в границах Армении.
Новость не для всех
В среду армянское издание Aysor опубликовало важную цитату азербайджанского министра иностранных дел, которая может стать очередным поворотным моментом в армяно-азербайджанском урегулировании. Без какого-либо контекста журналисты дают высказывание Байрамова в таком виде:
«В то же время, мы предлагаем Армении включить в наше мирное соглашение положение о национальных меньшинствах на наших территориях в качестве взаимного обязательства сторон, где мы, два государства, возьмем на себя обязательства по уважению прав национальных меньшинств на наших территориях на основе нашей конституции и на основе ряда международных соглашений, частью которых мы являемся».
Как удалось выяснить Aliq.Ru, источником новости стало выступление Джейхуна Байрамова перед журналистами в Женеве на полях сессии Совета ООН по правам человека. Речь идет о пуле ООН, который называют ACANU (Association of Accredited Correspondents at the United Nations). Информация об этом есть и в Twitter Байрамова, и в официальных источниках.
С этого брифинга мы знаем еще несколько ярких заявлений: что работа над мирным договором застопорилась и что в Баку недовольны выборами нового президента непризнанной Республики Арцах (ну, еще бы!).
Только через сутки цитату Байрамова все же взяло на вооружение первое азербайджанское СМИ — достаточно радикальный Caliber.az.
«Ну а самым главным, на мой взгляд, является вчерашнее заявление министра иностранных дел Азербайджана Джейхуна Байрамова, а именно: “Мы предлагаем Армении включить в наше мирное соглашение положение о национальных меньшинствах на наших территориях в качестве взаимного обязательства сторон, где мы, два государства, возьмем на себя обязательства по уважению прав национальных меньшинств на наших территориях на основе нашей конституции и на основе ряда международных соглашений, частью которых мы являемся”. Только я вижу контуры вырисовывающейся автономии для азербайджанцев в Зангезуре? Это будет правильно и справедливо, не так ли?», — радуется колумнист Самит Алиев.
Как мы выяснили, первоисточником новости стало сообщение в ленте РИА Новости, распространяемой по подписке. Там можно увидеть и контекст выступления Байрамова:
«Я бы не стал комментировать степень готовности документа в процентах, потому что даже при 99-процентной готовности без согласования последнего 1% это не решается. Но я могу вам сказать, что ряд статей в ходе процесса переговоров были согласованы в окончательной форме. Есть еще ряд статей, где позиции сторон были очень близки, и мы придерживались мнения, что другой раунд переговоров мог бы достичь этих целей».
Байрамов добавил, что также есть несколько пунктов, в которых позиции были «совершенно иными, и необходимо провести дополнительные обсуждения» и что этот документ «может быть подписан очень быстро при наличии реальной политической воли».
Говоря о Карабахе, дипломат подчеркнул, что этот вопрос не обсуждается в межгосударственном диалоге с Арменией, но что он обсуждается отдельно с представителями армянских общин в Азербайджане с целью их реинтеграции.
«В то же время мы предлагаем Армении включить в наше мирное соглашение положение национальных меньшинств на наших территориях в качестве взаимного обязательства сторон, где мы, два государства, возьмем на себя обязательства по уважению прав национальных меньшинств на наших территориях на основе нашей конституции и на основе ряд международных соглашений, частью которых мы являемся», — отметил Байрамов.
Эти заявления министра вполне последовательны. Например, тема азербайджанцев из Армении была затронута в выступлении Байрамова на сессии Совета по правам человека при ООН.
Как и все подобные мероприятия, это заседание можно посмотреть целиком. Байрамов выступает первым.
«С 1987 по 1991 год Армения силой изгнала более чем 200 000 азербайджанцев с родины их предков, что было вопиющим нарушением международного права. Все азербайджанские поселения и топонимы в Армении были переименованы, а наше историческое и культурное наследие предумышленно уничтожалось», — заявил глава азербайджанского МИДа, назвав их право на возвращение «фундаментальным», Байрамов добавил: «Мы призываем верховного представителя по правам человека и другие специализированные структуры ООН, включая тех, кто обладает мандатом, обратить внимание на права азербайджанцев, однажды изгнанных со своей родины».
Давняя мечта азербайджанцев
Теперь, когда мы убедились, что цитата Байрамова подлинна, можно ее проанализировать. Глава азербайджанского МИДа прямым текстом говорит о том, что если армяне хотят получить какие-то особые условия для проживания в Карабахе под флагом Азербайджана, то сама Армения должна согласиться принять на своей территории азербайджанских беженцев, уехавших после начала конфликта в конце 80-х и начале 90-х. Иными словами, явно продолжается тренд на раскручивание идеи о «возвращении в Зангезур» (другое название Сюникской области).
Эту тему азербайджанские власти старались держать в повестке, потому что она позволяла ставить собеседников в тупик, как только начинался разговор о Сумгаитской или Бакинской резне армян 1988 года: «Рассказываешь об этнических чистках в Азербайджане? А почему не хочешь рассказать про то же самое в Армении?! И к тому же у них это началось раньше».
До конца 80-х годов в Армянской ССР (в Сюникской области, на восточном берегу Севана и немного в Ереване) проживало порядка 200 000 азербайджанцев. Очевидно, что если сейчас их там нет, то они переселились и, вероятно, не всегда добровольно. Но официальная версия Азербайджана, датирующая погром в Капане концом 1987 года (это важно — потому что Сумгаит был в феврале 1988), вызывает большие вопросы.
Все остальные громкие преступления того периода изучены достаточно хорошо, и в первую очередь — благодаря показаниям свидетелей. Разумеется, стороны не сходятся в оценках числа погибших и деталях случившегося. Например, какова была роль властей и КГБ в сумгаитских событиях, был ли на самом деле предоставлен гуманитарный коридор для выхода мирных жителей Ходжалы и многое другое. Но люди, лично пережившие резню армян в Азербайджане или резню азербайджанцев в Ходжалы, живы до сих пор, и их свидетельства хорошо известны.
А вот с капанскими событиями все не так. Хотя, по идее, о них могли бы рассказать десятки и даже сотни человек, таких свидетельств нет. Даже автор знаменитой книги «Черный сад» Томас де Ваал был вынужден опираться лишь на слова бакинцев, видевших вагоны с беженцами, но самих беженцев так и не обнаружил.
Отрывок текста, посвященный событиям в Капане, настолько небольшой, что его можно процитировать целиком:
«В ноябре 1987 года на железнодорожный вокзал Баку прибыли два товарных вагона с азербайджанцами, вынужденными бежать из Кафана из-за межэтнических столкновений, — пишет де Ваал. — Сведений об этом инциденте сохранилось очень мало, в прессе его совсем не освещали, но остались очевидцы тех событий. Света Пашаева, овдовевшая бакинская армянка, рассказала, как она увидела прибывших в Баку беженцев и как она носила им одежду и еду: «Пришли люди и сказали, что из Кафана прибыли два вагона с голыми, раздетыми детьми, и мы пошли туда посмотреть. Это были азербайджанцы из Кафана. Я была на вокзале. И сама видела два товарных вагона. Двери были раскрыты, а к стене были прибиты две длинные доски, вроде перил, чтобы из вагона на ходу люди не вывалились. Нас попросили принести что можно, чтобы помочь беженцам. И я — не только я одна, а очень многие — собрали старую детскую одежду, вещи какие-то. Я сама их видела. Там были мужчины, такие деревенские, грязные, с длинными волосами и бородами, старики, дети».
Достаточно странно и то, что беженцы из Капана не появились на судах над участниками сумгаитских событий, хотя их появление там было бы очень выгодно Баку.
О том, что когда-нибудь после урегулирования конфликта азербайджанцы смогут вернуться на территорию Армении, в Азербайджане говорили, но до последнего времени не очень активно — слишком нереалистичным выглядел такой сценарий. А вот в июле-августе этого года тема явно получила поддержку на государственном уровне и в Баку попытались институционально оформить это требование.
Полузабытая организация переселенцев из Армении получила новое броское название — «Община Западного Азербайджана». На ее базе появился YouTube-канал с привлечением известных политологов, а от ее имени стали рассылаться письма в международные организации — вплоть до генсека ООН Антониу Гуттериша и Верховного комиссара ООН по правам человека Фолькера Тюрка. В письме к последнему даже указывается, что Армения лишила «капанских азербайджанцев» права на гражданство. «Действия Армении обусловили обострение ситуации лишенности гражданства, фактически отняв у изгнанных из страны азербайджанцев их национальную принадлежность, правовую идентичность и защиту. <․․․> Упорный отказ Армении дать разрешение на возвращение азербайджанского населения и использование им права на гражданство на своей родине прямо противоречит обязательствам, взятым ею на себя Конвенцией о сокращении случаев лишенности гражданства», — говорится в обращении.
Комментарий из Баку:
За разъяснением этой темы Aliq.Ru обратился к азербайджанскому политологу Фархаду Мамедову, который погружен в работу над мирным договором и уже давал интервью нашему YouTube-каналу.
«В Азербайджане убеждены, что когда армяне пытаются внести в мирный договор пункт об армянах Карабаха, они нарушают принцип невмешательства во внутренние дела нашей страны. Последний документ, в котором идет речь о Карабахе и который мы подписали с Ереваном, было трехстороннее соглашение от 9 ноября 2020 года. С этого момента Карабах должен рассматриваться как обычная территория Азербайджана, — заявил Мамедов. — Однако если для армян так важно, чтобы этот пункт в договоре был, мы вносим встречное предложение — чтобы шла речь и об азербайджанцах, изгнанных из Армении. Поэтому на столе сейчас есть два варианта документа: один без пункта о взаимных гарантиях для национальных меньшинств, а другой — с ним».
Комментарий от Aliq.Ru
Пока тему возвращения беженцев в Зангезур использовали просто как риторический прием, чтобы убедить армян отказаться от претензий на Карабах, — это было еще объяснимо. Однако теперь эта тема обсуждается на уровне дипломатов, а значит, это уже нечто большее.
Что ж, во-первых, стоит оговориться, что азербайджанская пропаганда манипулирует, когда утверждает: «Если мы согласны иметь на своей территории армянское население, то и вы должны терпеть азербайджанское». Нет, это не то же самое. Во-первых, очевидно, что армян, которые готовы жить в Карабахе под азербайджанской администрацией, будет очень мало — буквально десятки или сотни человек. Все они будут проживать компактно и, возможно, вообще не контактируя с азербайджанскими соседями. А вот в Сюник азербайджанцев можно заселить только разбавив уже имеющееся и достаточно плотное армянское население.
И ведь они хотят жить не абы где, а именно в родовых селениях — там, конечно, сейчас живут армяне.
Как будет организована безопасность в этой пороховой бочке, совершенно непонятно — в голове возникают лишь примеры из Израиля, когда соседние поселения отделены друг от друга стеной. Зачем создавать такую ситуацию умышленно?
Чтобы разбавить демографический состав Армении? Чтобы создать электоральную аномалию с нелояльным Еревану населением? Или чтобы иметь возможность дестабилизации при необходимости?
Надо сказать, что многие азербайджанцы сами признают, что идея о возвращении беженцев в Зангезур утопична. Но есть и такие, которые говорят, что для них это принципиально. Приходилось слышать такую формулировку: «Я необязательно буду там жить, но хочу иметь возможность приезжать летом, на землю предков. Для кавказских народов это очень важно».
Что ж, вариантов как удовлетворить потребность «приехать на землю предков» без разрушения устоявшихся в регионе порядков существует много. Например, особый режим въезда для организованных групп, который может действовать на национальные или религиозные праздники. Примерно так японцы посещают свои кладбища на Сахалине, а финны — в Карелии.
Кстати, если и сравнивать бывших азербайджанских жителей Зангезура с кем-то, то можно сравнить с русскими, которые жили в республиках Центральной Азии при СССР. Они тоже уехали, и иногда не по своей воле, а после появления лозунга «Русских — в Рязань, татар — в Казань». Но вообразить, что кто-то потребует от Ташкента, Бишкека и Душанбе организовать массовое возвращение этих переселенцев, сейчас невозможно.
Журналист 7 лет писал о постсоветском пространстве в газете «Коммерсантъ», пишу аналитические колонки для Фонда Карнеги, «Холода», Moscow Times, Forbes