Вчера в центре Еревана, на Северном проспекте, проходила забастовка курьеров Яндекс.Еды. Корреспондент AliQ Media поговорил с несколькими работниками компании о том, что заставило их протестовать.
Никита, один из организаторов мероприятия:
— Существуют две основные проблемы. Вечно понижающиеся тарифы Яндекса за выполнение заказа. И техподдержка для сотрудников. Это в принципе то, что мы хотим изменить.
— А что не так с техподдержкой?
— Она практически не работает. Я в Яндексе с октября, и за это время мне помогли буквально несколько раз, а проблемы возникают чуть ли не каждую смену.
— Как происходит забастовка курьеров?
— Суть забастовки состоит в том, что мы собираемся в одной точке и начинаем саботировать заказы. Принимаем и не выполняем. В теории они должны лежать в ресторанах и никому не доставаться. Получится или нет, покажет сегодняшний день.
— Вы пытались каким-то образом поговорить с руководством?
— У каждого курьера есть офис, к которому он относится. Туда можно передавать какие-либо обращения — например, по поводу тех же тарифов. Это работает чуть лучше, чем в случае с обращением курьера к технической поддержке, но всё равно практически не работает.
Еще есть Тарон, куратор Яндекс-доставки. Мы с ним познакомились на днях, он мне дал свой номер. Но я же не могу звонить по каждой возникающей проблеме. А эти проблемы есть у любого курьера.
— Как вы организовались?
— Просто сделали чат в телеграме. Там сейчас общаются курьеры Яндекса и других служб доставки.
— А в других службах уменьшаются тарифы?
— У них тоже есть свои нюансы. Например, мой сосед работал в Glovo. Сначала он катался на самокате (и был отмечен в системе как велосипедист), но после небольшого ДДП он переключил аккаунт на «пешехода», стал разносить заказы пешком.
Ему тогда понизили минимальную ставку, и он стал зарабатывать очень мало. К тому же не было бонусов. Сейчас сосед вернулся в Россию.
— Но в Яндексе тарифы уменьшаются систематически?
— Яндекс, зайдя на рынок в октябре, сделал очень высокие тарифы. Я зарабатывал около 350 тысяч драм в месяц, катаясь на велосипеде и самокате. Сейчас это нереально. Яндекс каждую неделю постепенно уменьшает тарифы. Всегда от лица компании были заявления в духе «Ребята, мы сейчас чуть снизим тарифы, зато заказов будет больше». В общем, пытались нас утешить. Но как-то не утешало.
— А недовольны в основном работники из России или местные тоже?
— В основном в чате сначала общались русские. Потом мы стали расклеивать листовки с qr-кодами, ведущими в чат. Чтобы другие курьеры видели. Листовки были на трех языках: русском, армянском и английском (есть много работников из Бангладеша или Индии). И постепенно стали подключаться местные, чему я очень рад, потому что среди них тоже много недовольных, они понимают происходящие проблемы.
— Рассчитываете на какой-либо успех от сегодняшней забастовки?
Сегодня вряд ли. Сейчас нас собралось не очень много, но попробуем что-то сделать. Это такой, скорее, тестовый формат. Хотим посмотреть, нужно ли это людям. Если курьеры не придут, то с этим ничего не поделаешь.
Товарищ Никиты, Егор:
— Я пришел поддержать кампанию с забастовкой, потому что я сейчас сам работаю в Яндексе, и я не против того, чтобы там улучшались условия.
— А что сейчас не устраивает?
— Много всего. Самое главное — зарплата. Плохая работа службы поддержки. И в целом автоматизированность системы — из-за этого до живых людей практически невозможно дозвониться.
— Насколько активно люди участвуют в протесте? Сейчас здесь не очень много народу.
— Да, сам удивлен, что так мало работников пришло. Потому что чат живой. Там много людей, все общаются. Но да ладно, это их дело.
Я сам пришел, скорее, оказать моральную поддержку, потому что работа курьером — это сейчас моя единственная возможность зарабатывать деньги. Если я начну участвовать, меня могут забанить, и на этом всё закончится.
— Вы из России? Работать в Яндексе стали уже в Армении?
— Из России, да. Там работал по профессии.
— Как думаете, получится ли с помощью забастовки достучаться до руководства?
— Я в целом настроен оптимистично: думаю, Яндекс развивается, дальше будет лучше. Потому что то, что было в начале — это вообще швах. Сейчас приложение эволюционирует и сам Яндекс эволюционирует тоже.
— Но мне сказали, что раньше зарплаты были в разы больше.
— Сейчас действительно сильно уменьшились тарифы. К тому же раньше были различные бонусы. Но руководство обещает ввести доплаты за километраж, за ожидание. Так что в целом всё должно выровняться.
Задаю ряд вопросов молодому местному парню, пожелавшему остаться анонимным.
Его, как и остальных, больше всего не устраивают цены. Парень верит в успех забастовки в том случае, если к ней присоединится около сотни работников.
К разговору подключается другой армянин и начинает говорить о несовершенствах в логистике распределения заказов:
— В центре заказов нет. Идешь к Комитасу, где тебе дают заказ в шести километрах от тебя.
— Кстати, Тарон мне лично говорил, что на велосипеде расстояние не может превышать 4 километра, но я знаю, что это не так, — комментирует Никита.
Спрашиваю у молодого парня, существуют ли штрафы за опоздание.
— Сейчас пока что нет. Но если их введут — штрафы получат все. Потому что часто бывают ситуации, когда нам нужно подниматься в гору, а приложение считает время так, как будто бы это прямая дорога.
Еще людям на мопедах часто даются заказы, где нужно проехать 500-600 метров, а нам — несколько километров. Иногда приходится сначала долго ехать до ресторана, а потом столько же — до клиента. И расстояние, которое ты потратил на то, чтобы добраться до ресторана, никак не оплачивается.
— Я бы давно ушел в Glovo, но там у них фиксированный график, — подытоживает второй мужчина.
После забастовки в чате курьеров отчитались о результатах. В забастовке приняли участие 9 человек. Какой-либо реакции со стороны компании пока что не последовало. Однако мероприятие получило некоторую огласку в СМИ, и курьеры надеются, что дальше — больше.