Тысячелетия назад алкоголь поменял мировоззрение человека. Общество, которое начало употреблять алкоголь, стало смотреть на мир другими глазами. Вино изменило мир.
Борис Гаспарян — научный сотрудник института археологии и этнографии НАН Армении, руководитель археологической экспедиции, нашедшей в пещере Арени-1 самую древнюю на данный момент обувь 5500-летней давности, а также древнейшую винодельню и глинобитные структуры ритуального назначения. Он рассказывает историю виноделия в Армении нам и группе случайных, очень удачливых туристов у пещеры в Арени. Мы внимательно слушаем и дегустируем вино, сделанное по старинной традиции, в целях изучения древних вин археологами. Вино немного горькое, терпкое, с необычным ароматом и удивительно приятным послевкусием — оно сделано из дикого винограда, совсем как в первобытные времена.
— Это вино сделано по самой древней примитивной технологии — как до сих пор делается домашнее вино, — рассказывает Гаспарян. — Я считаю, что культивирование винограда и виноделие зародились параллельно, и эти процессы дополняли друг друга. Дикого винограда бывает очень мало, и если ты хочешь больше вина, надо культивировать виноград: проводить обрезку, перекапывание, разрыхление и другие операции ухода за садом, чтобы получать больше урожая.
Экспедиция работает в пещерах не один год: пещеры Арени — настоящая кладезь находок, а в их изучении помогают иностранные коллеги — в Армении пока нет соответствующих лабораторий и нужного оборудования.
— Подобные находки меняют научные представления о древних обществах. Памятников каменного века, палеолита в мире очень мало, и каждая экспедиция немного дополняет общую картину, — говорит Гаспарян.
***
Арени — один из очагов возникновения вина. Гаспарян уверен: говорить об одной единственной родине вина не имеет смысла: тысячи лет назад подобных очагов наверняка было много.
— Мир был многополярным, полицентрическим, и разные процессы развития шли в разных местах. Это как закон космоса — сверхновые звезды одновременно рождаются в разных местах, — объясняет Гаспарян.
Но пещера в Арени не была просто винодельней, это было место культовых обрядов и погребений.
— Любой культ — от язычества до христианства говорит о смерти и возрождении, есть только одно создание, которое делает это постоянно — это природа, которая умирает зимой, и весной воскресает. Не зря в древности люди сильно боялись нарушения этого цикла. Есть хеттская легенда, согласно которой однажды бог Телепинус, который был ответственным за жизненный цикл, исчез, и мир начал рушиться. Боги посылали разных животных на его поиски, но только аисту или журавлю удалось найти его и вернуть жизнь в мир.
Очевидно, что возвращение Телепинуса символизирует начало весны. И когда мы видим в храмах Иисуса с виноградом, Марию с плодами, мы понимаем, что в христианскую эпоху ответственность за плодородие просто перешла к ним, вот и все. Кто-то же должен за это отвечать, — улыбается археолог.
С тех пор, как первые люди поселились в пещере Арени, она редко пустовала. Верхний слой раскопок принадлежит 16-20 векам нашей эры, когда люди в основном приходили сюда в поиске убежища после русско-турецких, русско-персидских войн и геноцида. В этих слоях были найдены бытовые изделия, куски нарядной одежды, курительная трубка, которые относятся к тем временам.
Ряд артефактов указывает на то, что в средние века в пещере Арени скорее всего был тайник Нораванкского монастыря. Туда во время войн приносили и прятали церковную утварь и книги.
— Я очень надеюсь, что там дальше есть тайные комнаты, где сохранились старые рукописи, и будущее поколение сможет проникнуть туда и найти их, — мечтает Гаспарян, который рад делиться славой и знаниями с молодыми археологами, было бы у них желание открывать тайны прошлого.
Еще раньше — в раннем средневековье (7-8 вв. н.э.) здесь был небольшой домик торговца, рядом с которым проходил Шелковый путь. Во время раскопок были обнаружены весы, монеты. Из периода бронзы и железа находок крайне мало. Как объясняет Гаспарян, это значит, что в то время люди здесь селились нечасто. По крайней мере, в местах открытых раскопок.
Исследования в Арени были профинансированы фондом Gfoeller Renaissance. Его основатель — американский дипломат Майкл Гфоеллер, благодаря которому в Армении проводилось множество исследований. Поддержка фонда дает специалистам свободу действий, позволяет планировать завтрашний день.
***
— Эта дорожка, скорее всего, ведет в еще один зал, — стоя рядом с древними винными карасами (глиняные кувшины), Гаспарян указывает на одну из красных дорожек, которая упирается в заваленный булыжниками ход. — Она напоминает «Властелина колец» — это дорога, проложенная мертвыми, которые говорят: ты не пройдешь. Вот я и не прошел. Мне, конечно, очень интересно, что там, но, надеюсь, следующее поколение сумеет туда добраться. Я по возможности рос над собой, но оставлю остальное следующим поколениям, которые смогут вести раскопки более грамотно и деликатно.
— Это раскоп номер три, еще три раскопа на склоне. Там все размыто, но в пещерной археологии есть постулат: если хочешь знать, сколько периодов обитания было в пещере, нужно копать на склоне перед пещерой. Здесь мы нашли орудия самого раннего человека, — продолжает Гаспарян. — В следующем году мы здесь будем копать, чтобы найти стоянку homo erectus, которые жили примерно от 1,5 до 2 млн лет назад. Так что, древний человек впервые обнаружил и использовал эту пещеру где-то 2 млн лет назад, когда рядом с ней еще протекала река. Мы узнаем об этом по геологическим данным — по террасам, речной гальке в расщелинах стен пещеры.
В пещере найдены остатки древнейшей фауны, останки пещерного медведя. Все сохранилось в прекраснейшем состоянии, на своих местах. Дальнейшие работы будут вестись вместе с университетом Таррагоны, который в Испании проводит раскопки Атапуэрки и других известных памятников древнейших людей.
Есть артефакты из эпох неолита (от 6300 до 6200 до н.э.) и позднего энеолита или меднокаменного века (от 4300 до 3400 до н.э.). Среди найденных в этих слоях артефактов — текстиль, циновка, металл, обсидиановые изделия, кожа, изделия из кости. Это указывает на то, что здесь жили разные группы мастеровых, которые создали все эти артефакты очень высокого качества. Скорее всего, они были сделаны для обеспечения культовых обрядов.
***
Слой, который был открыт внутри пещеры — второй энеолитический горизонт, в контексте которого и знаменитый винодельческий комплекс.
— Что из себя представляют эти сосуды и глинобитные структуры? Некоторые сделаны на месте и обожжены, некоторые сделаны где-то еще и потом доставлены сюда, — говорит Гаспарян. — Сперва мы думали, что это хозяйственные глинобитные конструкции, но потом, когда начали находить в них части человеческих тел, мы поняли, что это культовое место.
Например, моделька дома — это место, где живут мертвые, это город мертвых. Все здесь сделано для мертвых, даже вино — его здесь всего лишь 150 литров. Больше вряд ли они могли произвести, потому что дикого винограда бывает очень мало.
—Вино тогда не было каждодневным, оно использовалось для обрядов, имело культовое значение, — продолжает Гаспарян. — Вино станет повседневным напитком только через 2-3 тысячи лет после создания — это 4-е тысячелетие до н.э. Тогда вино хранили в глиняных сосудах — карасах. Карас открывали, когда кто-то рождался или умирал. Вино в распечатанном карасе хранить было невозможно, поэтому вино раздавали жителям деревни. И так у всех круглый год было вино. Технология производства была очень простой, но что оно сделало с миром культа!
В обнаруженных сосудах были найдены тростниковые трубочки, которые использовались, чтобы пить вино. Вино пили и из чаши: разные способы имели собственное значение.
— Летописец Ксенофонт в своих работах упоминал, что в Армении люди наклонялись и сосали вино из трубочек, когда хотели пить на брудершафт. До сих пор в Вайоц дзоре говорят не «пить вино», а «высасывать», — рассказывает Гаспарян.
В одном из расписных сосудов были найдены части тела женщины со следами от режущего инструмента и отпечатком человеческих зубов. Много тысяч лет назад обряд причастия с богами проходил не с помощью символики — через хлеб и вино, а буквально — через ритуальный каннибализм и винопитие. Такое практиковали многие древние народы в разных частях планеты.
— Сегодня это может звучать неприятно, но тогда это был способ общения с богами и потусторонним миром. Уже более поздние культуры делали глиняные фигурки и расчленяли их. Возможно, библейское предание о том, как Господь остановил Авраама, собиравшегося принести в жертву своего сына, символизирует именно прекращение человеческих жертвоприношений, — говорит Гаспарян.
Это не единственная аналогия, которую археолог видит в Библии. Например, Христос, по его мнению, — это образ и символ умирающего и воскрешающего Бога, аналогично с природой.
— Думаю, что люди — небольшая группа, здесь жили, работали и охраняли эти пещеры. А внутри был храм, обрядовое место. Фактически, в Арени можно увидеть прототипы древних месопотамских храмов-мастерских, в которых была культовая и хозяйственная части, все, как в современных монастырях. Это важно, потому что показывает, какое значение виноградарство имело для монастырей, чтобы настоятель мог обеспечивать едой своих писарей и других работников, — объясняет Гаспарян.
Археологи, работающие в Арени, так и не поняли, что именно делает пещеру настолько особенной, но все, даже органические материалы сохранились в идеальном состоянии через сотни и тысячи лет.
— Когда мы нашли детское захоронение, на черепе еще сохранилась кожа, можно было видеть, что это рыжий ребенок. Эта культура похожа на культуру Вана — там тоже есть похожие памятники. Кстати, жители Вана тоже были рыжими и голубоглазыми. Сейчас, если поехать в села, где живут потомки жителей Вана, можно увидеть, что они тоже рыжие и голубоглазые.
Ребенок лежит в корзине — это одновременно и колыбель, и гроб. Под головой ребенка была еще миска со следами молока и винная чаша воскресения, Святой Грааль. Неизвестно, от чего умер ребенок — никаких следов внешнего вмешательства нет, это единственное целое погребение. Остальные останки были обработаны до неузнаваемости, а останки ребенка — нет. Возможно, у него был особый статус или что-то еще, не знаю, — делится сомнениями археолог.
— Почему пещера была выбрана культовым пространством? — спрашивает Гаспарян и сам же отвечает, — Потому что древние верили, что пещеры — это путь, ведущий в потусторонний, подземный мир, как тот, через который Одиссей спустился в Аид. Быть погребенными в скальных пещерах всегда считалось честью — это привилегия элиты: так делали и урартские цари в древности, и Прошяны в Гегарде в средние века. Внутри пещеры Арени проходы-дорожки окрашены красной охрой: красный — цвет крови, цвет мертвых.