3 декабря азербайджанские «экологи» перекрыли трассу Степанакерт-Горис. Еще неделю назад Ильхам Алиев отказался от встречи с Николом Пашиняном в Брюсселе. Формально азербайджанского президента не устроило участие в этой встрече президента Франции Эммануэля Макрона. При этом на Западе, в частности, в США, заявили, что заключение мирного договора между Арменией и Азербайджаном — императив. Хочет Азербайджан мира, или же азербайджанское военно-политическое руководство преследует совершенно иные цели? Вопрос поистине риторический.
«Отказ от брюссельской встречи и перекрытие дороги Степанакерт-Горис — части одного явления. Это политика давления Азербайджана на Армению», — заявил AliQ Media политолог Александр Искандарян.
Он отметил три формы давления, к которым прибегает Азербайджан. Все они, по его словам, были продемонстрированы в последнее время.
«Первая форма давления — дискурсивное давление. Это заявления Алиева и азербайджанских чиновников, что нет карабахской проблемы, нет Нагорного Карабаха, что все решено. А несколько дней назад Алиев и вовсе практически грозился новой войной. Вторая форма давления — дипломатическая. Азербайджан добивается подписания мирного договора в той редакции, которая его устраивает. И третья форма, на мой взгляд, самая важная — это давление на земле. Стрельба, обострение, сентябрьская эскалация. А теперь и перекрытие Лачинского коридора. Это различные форма давления на оба армянских государства — Армению и Арцах», — пояснил политолог.
В то же время Искандарян сомневается, что Азербайджан откажется от переговорного процесса. «Встреча будет. Каким образом ее организуют, как и когда, сказать сложно. Азербайджан не ставит задачу выйти из переговорного процесса. Официальный Баку продвигает свою повестку, стремясь достигнуть успеха именно по ней. Повестка у Азербайджана широкая. В нее входит и так называемый “Зангезурский коридор” — дорога в Турцию, и делимитация границы, и демилитаризация Арцаха. Демилитаризации Азербайджан добился, сейчас требует, чтобы Арцах ликвидировал Армию обороны. Ну и подписание мирного договора в той редакции, которую требует Азербайджан. Кроме того, Баку явно хочет добиться открытия КПП по дороге в Степанакерт», — предположил политолог.
По мнению Искандаряна, Азербайджану не нужен мир — ему нужен Арцах. Баку добивается того, чтобы в мирном договоре был пункт о том, что карабахская проблема — его внутренняя проблема.
«Это позволит добиться вывода миротворцев из Арцаха. Если это внутренняя проблема, то зачем в Арцахе миротворческий контингент? Мало ли в Азербайджане нацменьшинств, около каждого не стоит же миротворец. А вывод миротворцев из Арцаха — это этническая чистка», — подчеркнул Искандарян.
Перспектива подписания мирного договора за столь короткий период маловероятна, поэтому после Нового года давление на земле будет активизироваться, считает он. «Это будет новая эскалация — нападение, обстрелы, попытка блокировать дорогу, не знаю, но такого рода давления участятся», — прогнозирует политолог.
Искандарян также отметил, что политико-дипломатического инструментария, которым действуют ЕС и США, для снижения уровня насилия и давления недостаточно.
«Азербайджан пользуется войной в Украине. Но теперь стал торопиться. Здесь и сейчас. Это конфликт временных парадигм. Азербайджан боится изменений. Опасается, что после окончания войны в Украине могут быть варианты, которые ему невыгодны. Внимание и России, и Запада сегодня сфокусировано на Украине. И это может измениться. И тогда может измениться отношение крупных игроков к событиям в нашем регионе. Пока что для Азербайджана ситуация идеальная, поэтому он хочет все выгоды получить сейчас», — заключил Искандарян.
Другой политолог, Степан Григорян, в беседе с AliQ Media заявил, что Россия и Запад стремятся реализовать в регионе свою повестку, связанную с Арменией и карабахским конфликтом. Он считает, что Россия продвигает интересы Азербайджана. Кроме того, Москва хочет ослабить Армению и вынудить ее вступить в Союзное государство.
«Запад же, в частности, ЕС, Франция и США, намерены не допустить разгрома армянской государственности. Каких-либо серьезных экономических и стратегических интересов в Армении у Запада нет, а активное вовлечение в вопрос Арцаха и прав арцахских армян связано с тем, что Запад не хочет допустить разгрома Армении, как того желает Россия», — отметил политолог.
Диалог между Россией и Западом невозможен из-за войны в Украине. Поэтому на данном этапе мы наблюдаем перетягивание канатов, считает Григорян. «Запад ни за что не допустит восстановления СССР в любом его проявлении. Кроме того, в Армении — демократическая система, и на эту компоненту Запад также обращает внимание», — полагает он.
По мнению политолога, Армения должна выйти за рамки регионального формата решения проблем. «Региональные акторы — Россия, Турция и Иран — препятствуют вхождению в регион иных сил. Когда Армения остается в региональном формате, русско-турецкий тандем работает против армянской государственности. Так было и 100 лет назад, и сейчас. Сохранение регионального формата оборачивается территориальными потерями — то раздел Арцаха, то оккупация территорий суверенной Армении. Но мир изменился. США, Франция, Индия, Китай, Евросоюз выступают против этого», — пояснил Григорян.
По его словам, обращение Армении в ООН и ОБСЕ после сентябрьской эскалации вывело проблемы за региональные рамки.
«Это создало сложности для Азербайджана, лишив его возможности накалять обстановку. Появились сдерживающие факторы, такие как позиция США, резолюция Сената Франции. Как только Армения вышла за рамки русско-турецкого тандема, то нашла и поддержку, и партнеров», — подчеркнул политолог.
В то же время, он считает, что вероятность широкомасштабной войны высока. «Хотя есть серьезный ограничитель. Это Алиев. Алиев готов изгнать армян из Арцаха, готов атаковать Армению. Но он понимает, что США и Франция серьезно занялись конфликтом. Алиев опасается, что в случае возобновления войны, США и Франция введут в Арцах войска», — заключил Григорян.
Журналист, автор аналитических материалов, специализирующийся на политических и социальных темах. Соавтор 6 документальных фильмов.