Как крупнейшая страна-член Восточного Партнерства ЕС Украина продолжает реализовывать стоявшие на повестке реформы, находясь при этом в состоянии полномасштабной войны на своей международно признанной территории и терпя беспрецедентные экономические потери. Однако это не только не останавливает ход реформ в стране, имеющей идентичные с Арменией системные изъяны, но и в свете европейских перспектив получает новую мотивацию. Представленная специально для AliqMedia статья — o ходе налоговой реформы, цифровизации налоговой системы, препятствиях и способах их преодоления.
Последние шесть месяцев для Украины стали наиболее турбулентными за всю ее новейшую историю. По мнению известного украинского экономиста Михаила Кухара, в этом году Украина столкнулась с рядом системных проблем, среди которых: 1) сокращение поступлений в госбюджет в условиях значительного увеличения расходов на оборону; 2) медленные темпы роста экономики; 3) низкий уровень инвестиций; 4) неконкурентная налоговая система с сильной бюрократической составляющей; 5) высокая стоимость денег на внутреннем рынке; 6) значительная составляющая серого рынка.
Война разрушила привычный уклад украинцев, миллионы вынуждено стали временно перемещенными лицами внутри страны и беженцами за ее пределами. Но, как писал поэт Александр Кушнер:
Времена не выбирают,
В них живут и умирают.
Большей пошлости на свете
Нет, чем клянчить и пенять.
Будто можно те на эти,
Как на рынке, поменять.
Это действительно так. Человек так устроен, что он быстро учиться приспосабливаться к любым внешним, даже не самым благоприятным обстоятельствам. Ведь в каждом человеке есть пружина, которая сжимаясь внутри него, заставляет его мобилизовать собственные силы и дать бой внешним обстоятельствам. Недаром, китайцы считают, что кризис — это всегда время возможностей. Подобную логику очень легко экстраполировать на государство. Любая реформа в стабильной ситуации всегда встречает сопротивление не только в исполнительной вертикали, но и среди обычных людей. Это то, что известный венесуэльский политик и ученый Мойзес Наим описывал как дисфункцию управления.
Большая иллюзия считать, что президент — это царь горы, обладающий властью совершить любой поступок, который он считает правильным и полезным. На самом деле, чем выше человек находится, тем дальше он от людей. В определённый момент он даже начинает жить, «под собой не чуя страны». В момент войн время и пространство спрессовываются, и в лабиринте власти открывается новый коридор возможностей, который вчера был недоступен.
Так случилось и в Украине. Президент Владимир Зеленский получил уникальный карт-бланш на проведение изменений в стране. В условиях войны перемены в экономике продиктованы не только социальным запросом большинства населения, но и военной целесообразностью, необходимостью обеспечить потребности военного времени. Так в команде президента Зеленского родилась идея о налоговой реформе, получившей название: «10-10-10». Если коротко, то предлагается снизить три главных налога: НДС до 10% (сейчас 20%); налог на доходы физлиц до 10% (сейчас 18%); налог на прибыль до 10% (сейчас 20%).
Военные действия привели к релокации части украинского бизнеса в соседние европейские страны. Украинские предприниматели получили доступ к внутреннему рынку Европейского Союза, который охватывает полмиллиарда человек, стабильную юрисдикцию и возможность выбрать для себя оптимальный налоговый режим (так как его установление до сих пор относится к компетенции государственных институтов совместно с наднациональными институтами ЕС). В этой ситуации Украина должна переходить от стратегии догоняющего развития к стратегии опережающего развития, т.е. создать условия, при которых украинскому бизнесу будет, с одной стороны, выгодно продолжать оставаться в Украине даже в условиях войны, а с другой стороны — новый подход к налоговой политике должен стимулировать рост самозанятости и предпринимательского духа среди тех, кто еще вчера работал на крупных украинских предприятиях тяжелой промышленности, уничтоженной во время войны.
Многие внешние эксперты считают, что хоть и логика реформы правильна, но, как говорится, «гладко было на бумаге, но забыли про овраги». Все задаются вопросами о том, как удастся при радикальном снижении налогов найти компенсаторные механизмы для балансирования бюджета. По мнению вышеупомянутого Михаила Кухара, одного из идейных вдохновителей реформы, даже с учетом войны в бюджет поступило бы около 900 млрд. гривен или всего на 300 млрд. гривен меньше по сравнению с текущей налоговой системой. Наряду с этим из-за значительного сокращения прямых налогов государство удалось бы сократить расходную часть на 350 млр. гривен, считает Кухар, из-за сокращения расходов в бюджетном секторе и на госпредприятиях. В результате расходная часть составила бы около 200 млрд. гривен. С учетом дефицита Пенсионного фонда Украины и необходимости погашения госдолга общая сумма необходимых средств составила бы 1967 млрд. гривен в эквиваленте 55 млрд. долларов США, что лишь на 10-15% больше, чем при текущей системе. При этом авторы реформы ожидают выхода из тени половины украинской экономики.
Параллельно со снижением ставок налогов авторы реформы предлагают усиление контроля фискальных органов и повышение прозрачности банковских транзакций. И здесь, на мой взгляд, государство может совершить ошибку. Проблема фискальной дисциплины должна рассматриваться не в форме усиления контроля фискальных органов, отпугивающих бизнес и порождающих коррупцию, а в коммуникации с обществом и в переустройстве государства на основе нового общественного договора. Это означает, что люди должны сами на себя взять ответственность за свое будущее. Это означает, что украинские наемные работники должны сами выступать налоговыми агентами и в конце каждого года уплачивать за себя налоги в государственный бюджет, предоставляя свою декларацию о доходах. Помимо, экономической целесообразности, этот шаг послужит укреплению демократических основ существования Украины. Каждый человек будет понимать, что он на свои деньги содержит центральные и местные органы власти, а значит — имеет право на качественное и ответственное управление со стороны чиновников. Представляется также немаловажным уход от налога на прибыль и переход к налогу на выведенный капитал. Это значительно упростит жизнь бизнесу. По подобному пути пошли ряд стран, включая Эстонию, где вместо налога на прибыль есть налог на выведенный капитал.
Запуск налоговой реформы параллельно с диджитализацией государственных услуг через украинский портал «Дія» может дать необходимую синергию для превращения Украины в восточноевропейского экономического тигра о чем постоянно декларировало украинское правительства на протяжении последних тридцати лет, но очень медленно продвигалось к достижению этой цели.
При всех сильных сторонах налоговой реформы, предложенной авторами, пока не видно самого главного: какую Украину мы хотим построить после войны. У меня есть глубокое убеждение, что эта экономическая концепция сейчас как никогда необходима Украине. Украина при интеграции в экономическую и политическую систему Европейского Союза обречена на многовекторное взаимодействие с другими экономическими игроками — такими, как США, Армения, Турция, Индия, Нигерия, Азербайджан, Япония и многими другими. Нельзя забывать, что у Украины есть все шансы стать крупным мировым логистическим хабом. Для этого необходимо возрождать украинское морское пароходство, строить новые суда, вкладывать в интеллектуальный капитал моряков. В Украине есть также крупнейшие запасы сланцевого газа и по-прежнему актуальная газотранспортная система, атомные электростанции. Это крупные экономические столбы, по которым оценивается государство во всем мире. Современная цифровая экономика услуг помогает повысить комфортность жизни, она безусловно нужна. Но именно традиционные отрасли экономики повышают авторитет государства и его роль во многих геополитических процессах.
В одной из своих книг я пишу о том что нужно учиться мышлению с других точек зрения, проявляя эмпатию и глубокое уважение. Нужно помнить, что единственный способ понять других — увидеть мир с их точки зрения. Когда мы ставим себя на место других, мы неизменно приходим к одному и тому же выводу: мы должны относиться к людям так, как мы бы хотели, чтобы они относились к нам. Это золотое правило, которое должно быть тем зерном, из которого вырастет новая Украина.
Текст: доктор Бинай Синх, экономист, общественный деятель